|
Интервью с народной артисткой РСФСР Ларисой Анатольевной Лужиной
Дата публикации на сайте: 2008-02-18 Доступна также в печатной версии журнала Резюме | Полный текст | Скачать в PDF Акушерство, гинекология и репродукция. 2008; N1: c.10-13
Резюме:
Ключевые слова:
Лариса Анатольевна Лужина – известная актриса, на счету которой множество ролей в кино и на театральных подмостках. Кроме этого Лариса Анатольевна известна и как общественный деятель. Лариса Анатольевна согласилась дать эксклюзивное интервью читателям нашего журнала.
- Лариса Анатольевна, известно, что Вы до начала актерской карьеры успели поработать и на фармацевтическом предприятии, и в должности секретаря министра здравоохранения Эстонии…
- Да, действительно, я работала на фармацевтическом заводе. Правда, проработала недолго, всего месяц. Работала «целлофанщицей», мы заворачивали таблетки в целлофан. Это была сдельная работа, очень сложно было… К тому же зарабатывали копейки, и я ушла оттуда. Мама меня устроила на кондитерскую фабрику «зефирщицей», там я проработала больше года, а затем - секретарем министра здравоохранения Эстонии.
- Не хотелось ли вам связать свою жизнь с медициной?
- Нет, я никогда не думала о медицине, хотя я с уважением отношусь к людям этой профессии. У меня были такие случаи, когда врачи мне два раза спасали жизнь. И я с глубочайшим уважением отношусь к этой профессии. Один раз мне спасли жизнь в Германии, когда я снималась, и второй раз мне спас жизнь наш врач-невропатолог, у него такое красивое имя Александр Александрович Талантов. Он мне дал вторую жизнь.
Лужина Лариса Анатольевна
Народная артистка РСФСР (1989).
Лауреат Национальной премии Германии;
Дважды лауреат премии «Золотой лавр телевидения» (ГДР);
Награждена медалью «За трудовые заслуги».
Родилась 4 марта 1939 года в Ленинграде.
Пережила блокаду. После окончания войны жила в Таллине. До поступления во ВГИК работала на фармацевтическом заводе, затем на кондитерской фабрике «Калев». В дальнейшем поступила в секретари к министру здравоохранения, а чуть позже по совместительству стала работать манекенщицей в Таллинском доме моделей.
В 1964 году окончила ВГИК.
С 1964 года — актриса Театра-студии киноактера.
|
- Вы, будучи еще ребенком, пережили блокаду Ленинграда. На сколько значимое влияние оказали на вас, на вашу судьбу, на ваши взгляды эти трагические события?
- Я, конечно, не очень хорошо помню это блокадное время, в основном по рассказам собственной мамы. Мы остались с мамой вдвоем, папа у нас погиб в 42 году, сестренка умерла с голоду, когда ей было 6 лет, бабушку убило осколком… Я помню это чувство, это трепетное отношение к кусочку хлеба. Я никогда не могу выкинуть ни хлеб, ни что-то из еды, это, наверное, то чувство, которое осталось от блокады, когда голодали, когда ели ремни, когда снимали обои и ели мучной клейстер, на который они клеились.
И поэтому у меня осталось уважение ко всему, что делается человеческими руками, потому что любой кусочек хлеба, сахар, конфета - это все человеческий труд.
И потом еще, может быть я стала актрисой благодаря тем временам. Мама устроилась работать на мясокомбинате, а я ходила в детский сад при нем. Там на Новый год, я читала стихотворение Твардовского «Исповедь танкиста». Там мальчик показал нашему танкисту, где сидит снайпер и таким образом спас наших солдат. И там есть такая строчка «…Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку, но как зовут, забыл его спросить…». Когда маленький ребенок читает такие строки, это достаточно трогательно. Вокруг стояли в основном одни женщины, чьи сыновья и мужья на фронте. Женщины плакали, а меня заведующая взяла на руки, понесла в другую комнату и подарила мне котлету. Это была моя первая награда за мою актерскую работу. Может быть, вот с этого момента я почувствовала любовь к сцене.
- А вообще часто случайные события или встречи решали вашу судьбу?
- Конечно! Вот даже то, что я стала актрисой. Я провалилась на экзаменах при поступлении в Санкт-Петербургский ГИТИС и вернулась домой в Таллин, стала работать на фабрике «Калев». И в Таллине я встретилась с замечательным человеком И. Лагерс. Она режиссер таллинской киностудии, но тогда она училась на втором курсе во ВГИКе в Москве и приехала на практику в Таллин на киностудию ассистенткой. Она меня увидела и пригласила меня сняться в эпизоде. А когда уже вернулась в Москву, узнала, что у Сергея Герасимова в мастерской недобор. Она сообщила ему, что в Таллине есть хорошая девочка. На что Герасимов ответил, что пусть девочка приезжает для просмотра. Денег на билет в Москву у меня не было, но тут на киностудию приходит группа с «Мосфильма», они искали актрису на роль немки. Они приглашают меня на кинопробы в Москву, и я добираюсь туда за счет «Мосфильма». Меня селят в гостинице «Украина». Как оказалось позже, Сергей Герасимов живет в соседнем с гостиницей доме. Сергей Николаевич меня послушал и взял к себе на курс без всяких экзаменов. Посмотрите, это все - стечение обстоятельств!
- Действительно, невероятно стечение обстоятельств… В фильме «Вертикаль» Вы, сыграли врача Ларису. Легко ли было работать с такими актерами как Владимир Высоцкий, Станислав Говорухин?
- Мы все были молодыми, все только закончили институт, и нам, конечно, все это было интересно, съемки были в удовольствие, в радость. Мы узнавали о чем-то новом, например, о таком спорте как альпинизм, совершенно не понятном. Моя героиня там говорит «…зачем вообще идти в гору, когда можно обойти, не понимаю, зачем нужно мерзнуть, голодать, срываться, погибать, кому это все нужно?». Она этого не понимала, я тоже этого не понимала. Но там я почувствовала всю прелесть этого романтического вида спорта, когда человек преодолевает сам себя.
- Вы снялись в более чем 70 фильмах. Как минимум в трех вы снялись за последний 2007 год. Как вам удается держать такой высокий темп и при этом еще совмещать свою работу с какой-то другой деятельностью?
- Только работа и помогает. Если человек чуть-чуть расслабляется, остается за бортом, он сразу теряет в себе уверенность, надламывается какой-то стержень. Самое страшное состояние, когда ты отвоевался, и ты чувствуешь, что ты никому не нужен. Иногда думаешь: а зачем мне все это нужно? Надоело ехать туда, лететь сюда, выходить на сцену, нервничать. Но все это нужно переживать, все зависит от внутреннего стержня.
В кино Л.А. Лужина дебютировала в небольшой роли певицы ночного кабаре в фильме «Незваные гости» (1959). Вскоре режиссер «Ленфильма» Г. Раппопорт предложил Лужиной одну из главных ролей в картине «В дождь и в солнце» (1960). В 1965 году режиссер студии «ДЕФА» (ГДР) И. Хюбнер ее пригласил для съемок в многосерийном фильме «Доктор Шлюттер», где актриса сразу две главные роли: антифашистку Еву и ее дочь Ирену, которая после гибели матери продолжает борьбу в антигитлеровском подполье. За время работы в ГДР снялась в шести картинах, в том числе двух многосерийных. Всего Л.А. Лужина снялась более чем в 90 фильмах, в трех из них - в 2007г. |
- Вы периодически попадаете в фокус внимания, как член политсовета Московского отделения партии «Единая Россия». Каковы ваши планы в этом качестве?
- Я совсем недавно стала членом политсовета, три месяца назад. Я членом партии стала четыре года назад. Я никогда раньше не была партийным человеком. Я не состояла в коммунистической партии, и меня туда никогда как говорится, и не тянуло. А здесь я приняла это решение совершенно сама, никто меня не заставлял, никаких материальных выгод я в этом не вижу. Я просто действительно согласна с тем, что изложено в программе этой партии. Я думаю, что если мне что-то покажется негативным, я уйду из «Единой России». Тем более, что меня никто не держит, и насильно не будет держать.
- Вы задумывались о политической карьере?
- Нет. Я не хочу. Понимаете, я не на столько начитанный, развитый человек для того чтобы разбираться в политике. Это нужно быть очень разносторонним человеком. Человек должен быть развит в науке, в экономике, в литературе, в творчестве. Нужно очень хорошо знать и страну и историю страны, тогда можно быть в политике.
- Мне кажется, во-первых, вы скромничаете, во-вторых, могу только посетовать, что, к сожалению, далеко не все действующие политики разделяют ваше мнение…
- Я могу выступать, как человек творческий. Я, например, принимала участие в таких акциях, как акции против игромании, против игровых автоматов. Это как наркотик: на каждом шагу доступный игровой автомат. «Единая Россия» начала заниматься этим, и заметьте, сейчас уже их стало гораздо меньше. Вот эта акция, которая мне близка. Также я была на Красной площади, во время акции против демонтажа памятника солдату в Таллине. Таллин мой родной город, мне было больно за это, мне было даже немножко стыдно. Виноват не народ, виновата политика. Вот в таких вещах – да, я могу принимать участие…
- Вы можете поделиться с нашими читателями Вашими творческими планами?
- В данный момент нет никаких особенных планов. Я играю в новом спектакле – мюзикле, здесь у меня очень удачная роль. Пока мне достаточно тех спектаклей, что у меня есть. Я бы конечно хотела, чтоб была какая-то большая работа на телевидении или в кино, но на сегодня пока интересных предложений нет.
- Как вы считаете, что нужно женщине, чтобы чувствовать себя счастливой и здоровой?
- Нужно, чтобы люди, которые находятся вокруг тебя, твои близкие - чтоб они проявляли внимание, уважали, любили тебя, хорошо относились. Потому что женщина без внимания - как лютик вянет.
- Мы уже с вами говорили, о том, что вам врачи спасали жизнь, что ваша жизнь зависела от докторов. А были ли какие-то случаи, связанные с медициной, о которых вы вспоминаете с улыбкой?
- Таких курьезных ситуаций не было, помню, как у меня сломался зуб. Что делать? Я обратилась к врачу, а она говорит: а ты возьми и «Моментом» его приклей. Вот теперь все время ношу с собой в сумочке маленький тюбик клея на всякий случай, даже могу показать. А так больше никаких курьезов не было. У меня были более трагические случаи, слава богу, все они обошлись благополучно.
- Большое спасибо за интересную беседу! И последний вопрос, что вы можете пожелать читателям журнала «ОРЖИН»?
- Ну, коль речь шла больше о моем поколении... Так хочется, чтоб они дожили до того прекрасного момента, когда смогут счастливо смотреть на этот мир, чтобы они могли позволить себе все что они хотят. Чтобы спокойно могли сесть на самолет и отдохнуть где-нибудь на Средиземном море, на Канарах или еще где-то. Потому что у многих из старшего поколения нет возможности купить даже необходимые лекарства, так как они стоят слишком дорого. А лекарства, которые положены бесплатно, к сожалению, часто отсутствуют в аптеках. Мне хочется, чтоб вот этого не было. Чтобы доктора не чувствовали себя как люди второго сорта, чтобы государство о них заботилось.
роли Л.А. Лужиной в кино
2007 | Юнкера | 2007 | Май (Вера Петровна) | 2007 | Возвращение Турецкого (Валентина Денисовна, тетя Турецкого) | 2006-2007 | Любовь как любовь (Татьяна Лобова) | 2006 | Сыщики-5 | 2006 | Под Большой медведицей | 2006 | Нежный барс | 2005 | Охота на изюбря (Судья Баланова) | 2005 | Казус Кукоцкого (Учительница Тани) | 2004 | Прощальное эхо | 2004 | Опера-1. Хроники убойного отдела (Фильм «Стрелка») | 2004 | О любви в любую погоду | 2001-2003 | Тайны дворцовых переворотов. Россия, век XVIII-ый. 3,4,5,6 фильмы (Прасковья Долгорукая). Смерть юного императора (Прасковья Долгорукая) | 2000 | Дом для богатых | 1996 | Третий сын (короткометражный) | 1995 | Тихий ангел пролетел... (короткометражный) | 1994 | Петербургские тайны | 1992 | Цена сокровищ | 1992 | Трактористы II :: Марковна | 1992 | Непредвиденные визиты | 1991 | Виновата ли я | 1986 | Тайны мадам Вонг | 1986 | Железное поле | 1985 | Внимание! всем постам... (Ольга Ивановна, мама Виктора) | 1984 | Хроника одного лета | 1983 | Срок давности | 1983 | Признать виновным :: мама Виктора | 1982 | Полигон :: Антонина Павловна | 1982 | Год активного солнца | 1979 | Сыщик :: Таисия | 1979 | С любимыми не расставайтесь (Миронова) | 1979 | Встреча в конце зимы | 1978 | Расмус-бродяга | 1978 | Встречи |
1978 | Артем | 1977 | Четвертая высота (мама Гули Королевой) | 1977 | Долг | 1976 | Так начиналась легенда (Мать Юры Гагарина) | 1976 | Самый красивый конь | 1976 | Одни сутки из тысячи ста (короткометражный) | 1976 | Жить по-своему | 1976 | 72 градуса ниже нуля | 1975 | Ярослав Домбровский (Елизавета Дмитриевна) | 1975 | Роса (мать Троши) | 1974 | Совесть (Карнацкая Нина Александровна) | 1974 | Небо со мной | 1974 | Кыш и Двапортфеля (мама Алёши) | 1973 | Настенька (короткометражный) | 1973 | Исполнение желаний | 1973 | Жизнь на грешной земле | 1972 | Гонщики | 1971 | Путина | 1970 | Главный свидетель :: Варвара | 1969 | Золото :: Матрена колхозница-партизанка "Пуля догонит". | 1968 | Любовь Серафима Фролова :: Анфиса фронтовичка-разведчица, жена Ромки, ушла от постылого мужа | 1967 | Вертикаль (Лариса) | 1966 | Нет и да | 1965 | Доктор Шлюттер (ГДР) (антифашистка Ева и ее дочь Ирена) | 1964 | Большая руда | 1963 | Штрафной удар (телеведущая) | 1963 | Тишина :: Нина | 1962 | Приключения Кроша (Зина) | 1962 | На семи ветрах (Светлана Ивашова) | 1961 | Человек идет за солнцем | 1960 | Человек не сдается :: Люба | 1959 | В дождь и в солнце | 1959 | Незванные гости |
|
|
|